К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ

  • Инга Викторовна Скворцова Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого https://orcid/org/0000-0003-2350-6621
  • Юрий Рифкатович Нурулин Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого https://orcid/org/0000-0003-4606-1477
  • Ольга Александровна Кальченко Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого https://orcid/org/0000-0003-0378-6726
Ключевые слова: креативность, инновационное мышление, инноватор, мотивация, интерактивное обучение, высшее образование, международные проекты

Аннотация

В основе исследования лежат результаты, полученные в ходе ряда международных проектов программы INTERREG регион Балтийского моря и программы Приграничного сотрудничества Юго-Восточной Финляндии и России, в которых участвовал Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Анализируется возможность использования методов повышения креативности для обучения бакалавров и магистров высших учебных заведений, формирования их поведенческих мотивов, полезных привычек, склонности к инновационному мышлению. Известные методы развития креативности анализируются с позиций их соответствия требованиям к компетенциям менеджеров, реализующих различные задачи развития предприятия. Рассмотрены возможности применения интерактивного способа обучения учащихся высших заведений с упором на удовлетворение новых требований современной экономики. Акцент сделан на формировании инновационного, «креативного» мышления обучаемых. Показано, что образовательный процесс подготовки будущих инноваторов должен включать в себя комплекс подходов и методов, рассмотренных в статье. Эти методы ориентированы как на развитие творческих способностей обучаемых в интеллектуальной сфере, так и на формирование внешней среды, которая способствует развитию и проявлению креативности индивида. Проанализирован опыт реализации интерактивной формы обучения в СПбПУ и показано, что интерактивная форма обучения в сочетании с кейс-методом изучения материала - эффективный способ подачи материала и погружения обучаемого в анализируемую проблему. Определены наиболее эффективные пути развития инновационного мышления у студентов и условия, при которых они смогут успешно применять свои полученные навыки в реальной экономике. Выдвинуто предположение, что именно инновационный тип мышления поможет им быстрее адаптироваться к современным условиям ведения хозяйственной деятельности, быть более гибкими в принятии управленческих решений, и использовать свои креативные, нетривиальные подходы в будущей профессиональной деятельности. Направлением дальнейших исследований в данной сфере является разработка методики интеграции известных подходов к развитию креативности в единый образовательный процесс с возможностью адаптации его под конкретные требования, связанные с реализацией различных функций по управлению предприятием.

Литература

Lisitsyn D. Temper creativity! Secret of the company. N4(139). 01/30/2016. (in Russian).

NurulinY., Skvortsova I. Accelerator of Innovations for Pre-Incubation Stage of Project Lifecycle. MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 170. 01004.

General quality management. http://ru.wikipedia.org/wiki/TQM. (in Russian).

Lean manufacturing. http://en.wikipedia.org/wiki/Lean_manufacturing.

Taguchi methods. http://rii-vuz.extech.ru/doc/winners.php. (in Russian).

Sullivan L.P. Quality Function Deployment. Quality Progress. 1986, June. Р. 39-50. (in Russian).

Six Sigma. http://sixsigmaonline.ru/. (in Russian).

Hammer M., Champy J. A. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. St. Petersburg: SPbSU. 1997. 332 р. (in Russian).

Classification of types of marketing. Passive and active marketing. http://www.be5.biz/ekonomika/m015/06.htm.

Wong M. Transfer of technologies developed with federal funding for R&D: prospects identified by the Technology Transfer Forum. Innovations. 2003. N 8. Р. 83-92. (in Russian).

Creativity. https://ru.wikipedia.org/wiki/. (in Russian).

Guilford. J.P. Transformation abilities or functions. Journal of Creative Behavior. 1983. Vol. 17. Р. 75-83.

Torshina K. A. Modern research on the problem of creativity in foreign psychology. Psychology Issues. 1998. N 4. P. 123-132. (in Russian).

Altshuller G.S. Creativity as an exact science. Theory of solving inventive problems. Moscow: Sov.radio. 1979. 184 р. (in Russian).

Altshuller G.S. Find an idea. Introduction to the theory of solving inventive problems. Novosibirsk: Nauka. 1986. 209 p. (in Russian).

Altshuller G.S. The development of systems thinking is the ultimate goal of ARIZ training. http://www.altshuller.ru/triz/triz70.asp. (in Russian).

Nurulin Y.R., Skvortsova I.V. Corporate innovative systems: principles of design and management: monograph. St. Petersburg: Polytech-Press. 2019. 212 р. (in Russian).

Solomanidina T.O., Solomanidin V.G. Motivation and stimulation of work: a textbook. Moscow: Yurayt. 2016. 323 p. (in Russian).

AbdullaevM.Kh. Interactive forms of learning in a modern university. Questions of science and education. Ferghana: Ferghana Polytechnic Institute. 2018 N 2(14). Р. 51-53. (in Russian).

Bogojavlenskaja D. B. Psychology of creativity: textbook. Moscow: Akademy. 2007. 320 р. (in Russian).

Nurulin Y.R., Skvortsova I.V., Kalchenko O.A. Energy Planning and Energy Efficiency in Smart City Areas. SHS Web of Conferences. 2019. Vol.61 01017.

Guilford J.P. Creativity. American Psychologist. 1950. Vol 5. Р. 444 – 454.

Redko S.G., Tsvetkova N.A., Seledtsova I.A. An approach to the training of specialists taking into account the challenges of the digital economy (for example, training in project activities). Innovations. 2019. N 12. P. 22-28. (in Russian).

Kakko l., Inkinen S. Homo creativus: creativity and serendipity management in third generation science and technology parks. Science and Public Policy. 2009. N 36(7). Р. 537–548.

Serendipity. http://en.wikipedia.org/wiki/Serendipity.

Olma S. The Serendipity Machine. A Disruptive Business Model for Society 3.0. http://www.theserendipitymachine.com.

Опубликован
2021-09-28
Выпуск
Раздел
ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА